Форум / Интернет-магазин
Войти или Зарегистрироваться
ТАТЬЯНКА.РУ - СООБЩЕСТВО МАСТЕРОВ

Иконка блога Blog by admin "Ремесленная газета": Некоторые правила относительно окрашивания дерева

  • Blog by admin  
Продолжаем публиковать интересные статьи и заметки об обработке дерева из дореволюционной «Ремесленной газеты». Перед нами статья «Некоторые правила относительно окрашивания дерева» из номера 6 газеты за 1905 год. Разумеется, большая часть информации устарела, поскольку состав современных морилок, лаков, красок выверен и требует от конечного пользователя, будь то резчик по дереву или столяр, минимальных знаний. Однако в статье есть хорошие советы, сводящиеся к необходимости вдумчивого выбора древесины для окраски. Судите сами.

При окрашивании или протравливании дерева недостаточно знать только, как приготовляются краски и каким образом производится покрытие разными красящими растворами; кто желает ознакомиться с искусством окрашивания дерева, тому надлежит, скорее, научиться различать качества разных деревьев, с которыми приходится иметь дело, и приобрести знание относительно того, как каждая порода относится к той или другой краске, так как одна и та же краска или протрава на различных породах дает различные эффекты — различные виды окраски.
 
Указанное сейчас различие зависит, разумеется, от неодинаковых качеств разных пород дерева. Немаловажную роль здесь играет присутствие в них большого или меньшего количества таннина, химически действующего на большое число красок и образущего с ними в волокнах дерева различные цветные лаки. Двух примеров достаточно, чтобы пояснить сказанное. 

Маляр. Гравюра на дереве по рисунку художника В.Васнецова. 1870 год.
 
1. Возьмем сосну или елку, в которых таннина или дубильной кислоты очень немного, и протравим ее раствором 5 частей двухромокислого калия в 100 частях по весу воды. В результате получится желто-палевый цвет, соответствующий двухромокислому калию, — цвет, надо сказать, непрочный и потому не имеющий никакого значения. Если же, напротив того, тем же раствором мы протравим дуб, в котором таннина очень много, то мы получим превосходный желтовато-коричневый тон, способный в течение известного времени противостоять действию как света, так и воздуха: таннин в дубе соединяется с проникающим внутрь него двухромокисловым калием и образует коричневую краску, которая откладывается в клетках дерева. Подобное же явление наблюдается и при травлении двухромокислым калием красного дерева и ореха, так как обе эти породы также весьма богаты таннином.
 
2. Возьмем опять сосну или елку и будем травить ее раствором 2 частей по весу железного купороса в 100 частях воды. Окраски почти никакой не получится. но покроем тем же раствором дуб и мы получим превосходный светлосерый тон, а есои покрыть все той же протравой посредством кисти гладко выструганую дубовую доску, то она короткое время спустя примет глубокий голубовато-серый тон. Такое же действие протравы есть следствие соединения железного купороса с таннином. Отсюда мжно ясно видеть, что чем больше заключается в породе танина, тем темнее получается тон окраски от протравливания с железным купоросом.
Твердость или плотность дерева также оказывает известное влияние на получающуюся в результате окраску. В мягких породах, у которых поры крупны, протрава не только проникает глубже, но и самой ее идет больше, чем в твердой породе. Таким образом, при помощи одного и того же раствора в более мягкой породе можно получить более густую окраску.
 
Отсюда следует также, что когда протравливаются более мягкие породы, то для получения известного тона надлежит употреблять более жидкие растворы, тогда как для пород твердых растворы должны быть крепче.
Но и один и тот ж раствор не всегда дает на одной и той же породе одинаковую окраску. Большее или меньшее содержание смолы или сока в дереве в то же время, когда оно было срублено, оказывает влияние на способность проникновения в него разных растворов; таким образом, если мы будем протравливать дерево даже одним и тем же раствором, то и тогда иногда оно будет выходить светлее, иногда — темнее. Подобным же образом мы можем убедиться, что количество таннина не всегда одинаково в одной и той же породе.

В мастерской Павлова
 
В отношении окраски много значит как возраст дерева, так и климатические условия, в которых оно выросло. Более того, сам натуральный цвет дерева, как известно, сильно изменяется в различных отдельных экземплярах одной и той же породы и потому оказывает значительное влияние на окончательный тон окраски, в особенности в светлых, тонких оттенках.
 
Вследствие такого разнообразия древесных пород и разнообразия качеств различных образцов, даже одной и той же породы, — при травлении или окрашивании дерева почти невозможно заранее предугадать, какой тон должен получиться, и, тем не менее, нельзя взяться получить именно известный, данный тон.
 
Гораздо лучше, для того чтобы вообще определить, подходит ли известный тон для данной вещи, нравится ли он, — произвести несколько пробных окрасок на кусочках того же дерева, из которого сделана вещь; при этом можно сколько угодно изменять состав протравы и в конце концов возможно приблизиться к определенному данному тону.
 
Во многих случаях нельзя судить об окончательном тоне тотчас же по окончании травления. Часто бывает, что протрава или краска под влиянием света и воздуха медленно изменяется химически и только по истечении некоторого времени приобретает окончательный тон; нередко бывает также, что жидкость медленно проникает в дерево. В подобных случаях об окончательном тоне можно судить только по истечении двух, трех суток спустя после окончания травления.
 
Протравленное дерево вообще должно полежать около двух, трех суток после обработки протравой и хорошо обсохнуть прежде, чем его можно будет покрыть лаком, политурой или воском. Если в протравленном дереве останется хотя бы малейшая сырость, — не успеет высохнуть травящий раствор, то впоследствии это обнаружится пятном на слое лака. В этом месте появится матовость, глянец исчезнет и получится наконец белое пято, удалить которое можно только разве с трудом. Если для получения известных эффектных тонов требуется одну за другой положить несколько различных протрав, то каждую последующую протраву надо налагать только по совершенном высыхании предыдущей, на что требуется около 24 часов времени по крайней мере.
 
Нельзя упускать из вида также и того обстоятельства, что не все краски и различные протравы, употребляемые для окрашивания дерева и дающие отличные результаты, когда они употребляются в отдельности, могут также употребляться вместе, — будь то в одной общей смеси, или отдельно одна за другой после соответствующего высыхания предыдущей.
 
Последнее замечание следует в особенности иметь в виду при окрашивании каменноугольными или анилиновыми красками.
 
Среди анилиновых красок, пригодных для окрашивания дерева, различаются две группы: так называемые кислые краски и щелочные. Обе эти группы относятся одна к другой, как две поссорившиеся сестры в одной и той же семье, — чем дальше держать их одну от другой, тем лучше. Если раствор кислой краски смешать с раствором щелочной, то немедленно происходит выделение осадка, — раствор мутнеет, тончайший осадок садится на дно, а часто образуется некоторый смоловидный закал.
 
Нечего и говорить, что такой травящий раствор не может иметь никаких применений. Он не может проникать в поры дерева и в лучшем случае дает только очень некрасивую, пятнистую окраску. При изготовлении протрав весьма важно, следовательно, чтобы они в продолжении долгого времени оставались прозрачными. Хорошо, если перед тем, как смешать растворы анилиновых красок, кислые или щелочные свойства которых неизвестны, сделать испытание, произведя пробное смешивание в небольшой бутыли. Если спустя несколько времени в смеси появится муть и вооще не будет полной прозрачности, то это знак, что красящее вещество выделилось в осадок.
 
Подобного выделения нельзя избежать, если даже смешать краски в сухом, порошкообразном виде, так как по растворении смеси произойдет такое же выделение осадка, как если мы смешам те же краски в жидких растворах.
Share |

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.