Форум / Интернет-магазин
Войти или Зарегистрироваться
ТАТЬЯНКА.РУ - СООБЩЕСТВО МАСТЕРОВ

Иконка блога Резьба Вазы как объект резьбы по дереву. Резьба по дереву для начинающих

  • Резьба "Татьянка"  
Резчики часто в качества объекта резьбы выбирают вазы, не последнюю роль в этом выборе играет, видимо, их непохожесть на другие объекты резьбы и особая роль в интерьере. Действительно, самый первый аргумент в пользу такого выбора — то, что ваза выступает в роли смыслового центра в комнате. Она обычно стоит на видном месте, и является не просто элементом интерьера, а значимой его частью. Другой важный момент — ваза более, чем какой-либо другой предмет, приближена к человеку, и поэтому может многое рассказать о нем. Мебель, например, может достаться от бабушки, дедушки. Картины, неважно какие, в старинных дорогих рамах нужны для гостей — вызывать у них возгласы удивления, восхищения и даже зависти; и они всегда на одних и тех же местах. Картины в дешевых рамах обычно подбираются к мебели, а не к хозяину. Разного рода шкатулки, безделушки — они более утилитарные, более случайные, хотя, впрочем, тоже много говорят о хозяине, но совсем не так, как это делают вазы. Хотя и среди ваз случайные тоже бывают дорогие, и уже не выбросишь — и это тоже позволяет судить о характере хозяина.

Декоративно-прикладное искусство, промыслы и резьба по дереву. Урок резьбы по дереву для начинающих. Журнал Татьянка

А женщины — так они очень часто поступают спонтанно: случается, увидят вазу и буквально влюбятся в нее. Вдруг кажется, что ее квартира, дом нуждается именно в этой вазе, что после покупки сразу все переменится в интерьере. Ваза субъективна, как шляпка, многозначительна и откровенна. И это все еще можно усилить, поставив в нее живые цветы или просто веточки. И как часто туманятся глаза женщины, когда она вспоминает или мечтает, глядя на вазу.

Декоративно-прикладное искусство, промыслы и резьба по дереву. Урок резьбы по дереву для начинающих. Журнал Татьянка

Декоративно-прикладное искусство, промыслы и резьба по дереву. Урок резьбы по дереву для начинающих. Журнал Татьянка

Декоративно-прикладное искусство, промыслы и резьба по дереву. Урок резьбы по дереву для начинающих. Журнал Татьянка

Они очень разные, эти вазы. Есть очень простые — стеклянные, небольшие, их обычно ставят на центр стола, и букеты цветов в них почему-то намного пышнее, чем в других вазах. Потом цветы вянут, хозяйка меняет воду, задумчиво оглаживая бока вазы рукой, и убирает ее до следующего букета.
А есть и другие вазы — для роз с длинным стеблем — фарфоровые, высокие, с рисунком. Они часто стоят без цветов, неся на себе какое-то бремя обреченности, ожидания.
А вот с огромными китайскими вазами все предельно просто, они очень дорогие, очень старые, очень большие. Их можно увидеть в гостиницах, ресторанах, в солидных… в очень солидных кабинетах. У них запутанная родословная, уходящая корнями в столетия. Лучшее соседство для них — пыльные фолианты, и такие же пыльные традиции.

Декоративно-прикладное искусство, промыслы и резьба по дереву. Урок резьбы по дереву для начинающих. Журнал Татьянка

Все китайские вазы, которые я видел в своей жизни, — либо музейные экспонаты, либо семейные реликвии. Причем обычно их хозяином был какой-нибудь праправнук инженера или врача, в свое время практиковавшего в юго-восточной Азии, а то и пройдоха-антиквар, когда-то где-то случайно доставший эту китайскую вазу, но так и не сумевший ее продать.
Но есть совершенно другая категория людей, у которых этих ваз видимо-невидимо: разные спортивные кубки и вазы, хранящиеся в сервантах или на специальных подиумах и напоминающие годы минувшей славы.
Да! Ваза — это уже интерьер, даже если в комнате больше ничего нет.
История рождения ваз, их возникновения покрыта мраком времени. Сначала, по-видимому, это были простые лепные кувшины из глины. По мере развития общества потихонечку люди научились делать их специализированными — для воды, молока, зерна, вина, масла. И в итоге произошло разделение — на вазы, амфоры, кувшины, крынки, горшки, урны, кумганы. Наверное, у каждого народа есть свое такое керамическое «создание» — родное, близкое, кровное.

Декоративно-прикладное искусство, промыслы и резьба по дереву. Урок резьбы по дереву для начинающих. Журнал Татьянка

Китайцы, однако, превзошли всех, и создали самые первые чисто декоративные предметы искусства из фарфора. Китайские вазы бывают разных размеров, достигая порой исполинских размеров (до нескольких метров в высоту), очень тонки и изящны, звенят от легчайшего стука и невероятно красиво расписаны. У меня всегда было какое-то неопределенное отношение к китайским вазам: то ли это картины в виде ваз, то ли вазы, превратившиеся в картины...
Они являются своего рода книгой, рассказывающей об истории не одного человека, а всего рода, династии. Так они и донесли до нас целую эпоху — нравы, привычки, вкусы, моду, обычаи китайской цивилизации.

Декоративно-прикладное искусство, промыслы и резьба по дереву. Урок резьбы по дереву для начинающих. Журнал Татьянка

Вазы — это окно в прошлое. Они — как путешественник во времени. Какими были в первые минуты жизни, такими и остаются сейчас — мудро взирающими на течение жизни. Снова и снова они безмолвно ловят пытливые взгляды уходящих людей, невероятных женщин, авантюрных мужчин.

Да ладно с ними, с китайцами, у нас-то в России тоже есть своего рода раритеты. То ли мода такая была, то ли просто «на слабо», но были мастера, что жизни свои клали на создание ваз. Делали же огромные колывановские вазы диаметром в несколько метров — из яшмы, малахита, гранита. Красивые и тяжелые, жуть. Мучались так из-за желания власть имущих украсить диковинкой свой дворец и поразить прямо в сердце иноземную вражину: вот, мол, чем богата Россия. И удавалось же! Таких во всем свете не сыскать. Мастеров уже нет, а вазы стоят… пылятся только, наверное.

Декоративно-прикладное искусство, промыслы и резьба по дереву. Урок резьбы по дереву для начинающих. Журнал Татьянка

Потом пошли у нас и другие вазы — фарфоровые да фаянсовые. Подражали и немецкому саксонскому фарфору, и китайским чудо-сосудам. И видно, что мастера тамошние не зря хлеб с икрой ели, а заслуженно.
Много чего было, но вазы были вазами — тогда строго к выбору формы подходили. Она оттачивалась веками в зависимости от назначения. Маленькие — чтобы можно было нести в руках, или побольше нагрузить в повозку. А совсем большие даже не шевелили. Подозреваю, что огромные китайские вазы не имели никакого хозяйственного предназначения.

Декоративно-прикладное искусство, промыслы и резьба по дереву. Урок резьбы по дереву для начинающих. Журнал Татьянка

И вот только теперь коснемся дерева. Удивительно, но из дерева тоже полно ваз, только все каких-то не «таких». Большие, маленькие, вычурные… но при этом все — как одна. Чаще всего видишь вазы из капов и наростов: выбирают изнутри, полируют, затрачивая немеренное количество сил — и ваза наконец-то готова. Только что с ней потом делать? Интерьер под них должен быть уж очень специфичным. Может быть, охотничий домик, избушка лесника и даже помещение клуба натуралистов. По духу весьма подходят.

Декоративно-прикладное искусство, промыслы и резьба по дереву. Урок резьбы по дереву для начинающих. Журнал Татьянка

Резьбы на таких «природных вазах» чаще всего нет, да и не надо: яркая текстура капа сама смотрится как красивый рисунок. А рисунок на рисунок — получим несуразицу.
Чаще всего резчикам приходится работать с деревянными вазами, вышедшими из-под резца токаря, это так называемые тела вращения.
Формы получают самые разные, в том числе и заимствованные — от форфоровых. И тут-то зарыта собака. Токари — народ в основном деревенский (это традиционное занятие нижегородских деревень), непритязательный: что хотят (и могут), то и токарят, не особенно задумываясь над формой.
Некоторые вазы буквально на ствол чугунной пушки похожи, некоторые — на урны для праха, а другие — и вовсе на спортивные кубки. Но и этого ведь мало — есть даже деревянные самовары. Бред фантазии отрезвевшего токаря. Хотя и это простительно: самовар вроде национальный российский сувенир. И на этом фоне совсем невразумительными кажутся заготовки ваз, выставленные на продажу на измайловском вернисаже и созданные в Семенове — в известном Хохломском центре. Здесь народ и по сию пору промышляет этим нехитрым ремеслом, забравшись в баню, сарай или еще куда. Затарится липовым бревном и сандалит себе.



И подчас из-под его резца выходит такое чудо, что посмотрит-посмотрит на него с сомнением этот творец своего счастья, но потом все же изречет: «А, да ладно, в Москве-то продам кому-нибудь». И чаще всего это единичная форма, которую токарь не в состоянии повторить — так что на тиражирование можно и не надеяться. Да и просто чрезвычайно трудно найти человека, могущего производить нужное количество ваз нужной формы — то пьян, то дерева нет, то неохота.



А что резчики? Если кто из них решит во что бы то ни стало сбацать вазу, мысль эту из его буйной головы и колом не вышибешь. Вот и мается бедный на вернисаже, все ждет, аки дар бесценный, вазу ту заветную, что мог бы изукрасить своим ножом, и находит ведь в конце концов.
Так, у меня в музее накопилось множество различных порождений взбунтовавшегося разума. И надо признать — разум порой бунтует очень плодотворно. Но только порой. Значительная часть вырезанных ваз ввергает меня в постоянную задумчивость и даже душу тревожит… Кому они такие нужны? Я-то приобрел их, поскольку на них резьба «Татьянка», а вот у народа, т. е. покупателей, вряд ли такая мотивация найдется. И решил я: не успокоюсь, пока не открою правду эту, не расскажу о том, что надо и можно делать, а что не следовало бы. Разумеется, я не навязываю свое мнение — каждый сам себе хозяин. Но все же.



Наверное, многие, начав заниматься «Татьянкой», задумываются, что же резать, скажем, для того чтобы зарабатывать.
Вазы — очень хорошее товарное изделие по форме своей — именно поэтому нельзя прогадайте, выбрав не тот «изгиб изящной заготовки». Нужно понимать назначение изделия, его интерьерообразующую сущность.



Автор статьи — Сасыков Шамиль
Статья опубликована в журнале «Татьянка» Художественная резьба по дереву"
Share |

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.