Форум / Интернет-магазин
Войти или Зарегистрироваться
ТАТЬЯНКА.РУ - СООБЩЕСТВО МАСТЕРОВ

Иконка блога Резьба по дереву вокруг света Американский рай - резьба по дереву в США

  • Резьба по дереву вокруг света  
На американцев смотришь — сердце радуется. Что ни делают, все масштабно. Если кино, то Голливуд — мощнейшее производство фильмов, большинство которых однотипные, с предсказуемым сюжетом, но встречаются и шедевры кинематографа. Прагматичность, достигшая уровня гениальности! С таким же размахом подошли американцы и к резь­бе, создав целую индустрию с вернисажами, семинара­ми, конференциями, ярмарками и различными шоу. 





Су­ществует обширнейшая сеть клубов (как минимум по одному в каждом штате, а их, на­помним, 50) со специфическими названиями: Сухие Бревна Тростеля, Горные резчики по дере­ву, Лесной Рынок и др. Объеди­няются все эти клубы в Ассоци­ацию резчиков по дереву, устра­ивающую различные мероприя­тия в масштабах всей страны и мира, выпускающую толстый журнал СНIP СНATS, который по форме и содержанию больше похож на информационный бюллетень.

 

Подавляющее большинство статей в журнале — о людях, за­нимающихся резьбой, причем не обязательно о величинах в мире резьбы. Совсем не обяза­тельно. Иными словами, резьба — ценность не сама по себе, а как точка приложения творческих способностей и сил человека. Такова особенность преподнесения материала в американ­ских средствах массовой ин­формации: рассказывают не столько об изделиях и результа­тах работы конкретного челове­ка, сколько о том, как он смог самореализоваться и развиться, преодолевая всевозможные трудности. Все общество прини­мает участие в формировании культа девиза «Сделай себя сам». И журнал Американской Ассоциации резчиков по дереву не исключение. Для него типи­чен, например, рассказ о 3-х по­колениях резчиков по дереву семьи Вейкфилдов. Сесил Вэйкфилд из Феникса, штат Аризона, сделал себе имя в мире резчиков по дереву: со своими работами он не раз побеждал в местных, национальных и междуна­родных конкурсах. Также Сесил увлекается живописью, которой научился самостоятельно: рисует маслом, пасте­лью, графитом, акварелью. Но предпочтение и по сей день он отдает резьбе по дереву. Сесил учил своего сына Роберта резать по дереву с раннего возраста. Занятия не прошли даром: Роберт все­рьез занялся резьбой и добился успеха, продавая свои ра­боты и выставляя их не только на местных, но и на меж­дународных конкурсах. Со временем подросло и третье поколение Вэйкфилдов — Робби, сын Роберта. Он тоже проявил недюжинный интерес к искусству: вырезает из дерева, хорошо рисует. Талантливый шестнадцатилетний парень, у которого многое впереди и пока есть время для выбора карьеры. Что тут скажешь?! Можно только порадоваться за них и погоревать, что у нас тоже когда-то были династии рез­чиков, были, да сплыли. Но не будем о грустном… Что касается самой резьбы у американцев, то, в основном, они делают скульптуру, скульптуру и еще раз скульптуру, причем идут по пути создания точных копий. В передаче деталей доходят до фанатизма! Очень меня занимает их отношение к отображению всевозможных перышек, жилочек, травинок, чешуи, шерсти — настолько скрупулезно и точно все вырезают! Наверное, занимает это массу времени. Образцами служат, конечно же, фотографии. Фотоаппараты у американцев хорошие, фотографии отличного качества, так что дело только за правильным их подбором. Требуются четкие снимки, где зверь или птица запечатлены в наиболее выразительном и нужном резчику положении. Можно сказать, что резьба сводится к одному: кто лучше вырежет по фотографии, тот и молодец. Поэтому много, очень много монотонности.

 





Многие скульптуры можно принять за чучела. Подчас чрезмерная точность и стремление создать копию из де­рева наносит ущерб пластике, скрытой динамике — нет той образности, эмоциональности, присущей работам на­ших художников-анималистов. Какое-то однообразие и скованность чувствуется в скульптурах американских резчиков… Фантазии, свободы в изъявлении чувств, что ли, не хватает? Просматривая огромное количество фо­тографий в журнале СНIP СНATS, я постепенно преис­полнился гордостью за наших скульпторов, резчиков.



Например, статья Дэвида Б. Гамильтона описывает не только организацию одной из многих ежегодных выставок, но и работы, представленные на конкурс: «Резчики по дереву штата Северное Колорадо провели очередную вы ставку в Центре Линкольна, который находится в Форте Коллинс, г. Соло. На 18 столах было выставлено 596 резных работ, 111 из них пользовались наибольшим успехом. За первое, второе и третье место в каждой из 25-ти категорий участникам конкурса вручались памят­ные знаки. А победители в номинациях „Лучшему на выставке“, „Выбор резчика“, „Выбор президента“ и „Выбор зрителей“ награждались также специальны­ми выгравированными дощечками...» Далее в статье следует подробный список призе­ров и номинаций. Мы перечислим лишь сами катего­рии, в которых определялись лучшие изделия. Животные (Реалистичные, Стилизованные), Птицы (Стили­зованные, Хищные, Певчие, Бере­говые/болотные, Горная дичь, Во­дяная сова), Рыбы (Реалистичные, I Стилизованные), Люди (Реалистичные, Стилизованные, Символизм, Изображение Качина — индейского духа, Карикатуры, Смешанные карикатуры), Выжигание, Роспись, Выемчатая резьба, Миниатюры, Безделушки, Плоскорельефные работы, Санта Клаусы, Духи Дерева.

 



Наверное, склонность амери­канцев к работам подобного пла­на можно объяснить их расчетом на покупателя: качество отделки тогда становится чуть ли не главным критерием оценки изделия и мастерства резчика. По манере резьбы, стилю отличить работы одного художника от другого довольно трудно, разве только по изображаемому объекту: кто-то специализируется на бабочках, кто-то на птицах, на цветах и т. д. А так, подход ко всему одинаковый! Возможно, что это их средний уровень, столь заметный в пределах одной страны и при столь развитой индустрии резь­бы. Не исключено, что при таких условиях и в нашей стране был бы такой же «средний уровень». Но так как наших резчиков-анимали­стов немного, почти все они обладают индивидуальной манерой резьбы, на виду только талантливые. Певчие птицы, как говорится, стаями не летают. Поэтому «очень много» не всегда означает «очень хорошо». Но это разговор особый. Сотни и сотни тысяч аме­риканцев благодаря столь разви­той индустрии резьбы обрели от­душину, способ самоутверждения и самовыражения, и еще это вопрос, что важнее. Возможно, их резьба монотон­на и скучновата потому, что они уже исчерпали привычные, тради­ционные ее направления и сейчас стоят на пороге перемен, какого-то качественного скачка. Они, кста­ти, приехав в наш Центр, из клуба The Enchented Forest, были шо­кированы резьбой «Татьянка». Ес­ли они, допустим, начнут «приви­вать» ее у себя, то резчики Амери­ки получат новое дыхание и без­граничные возможности. Выстав­ки будут на порядок художествен­нее нынешних. И я не удивлюсь, если именно в Америке наша «Та­тьянка» получит массовое распро­странение. Их индустрия резьбы — мощная «система кровообраще­ния», а наша технология — свежая кровь, которая тут же разнесется по всей стране. Вот еще почему американцы в авангарде резьбы: клерки и менед­жеры работают, как заведенные, кругом мир машин, но человек, уходя от природы, должен нахо­дить нечто, что бы его в этот мир возвращало, напоминало о гармо­нии, красоте, помогало рассла­биться и отдохнуть. Нечто не пря­молинейное, не штампованное. И американцы первыми ощутили это: резьба у них не столько зара­боток, сколько средство самосо­хранения. Они поняли, что против фабричного производства может устоять только ручной труд, кото­рый будет приобретать все боль­шее значение: в него вкладывается тепло, душа, личность человека. Американцы — пример того, что бу­дет.

При работе над статьей были использованы материалы журнала СНIР СНАТS. Статья опубликована в журнале «Художественная резьба по дереву „Татьянка“ (фото в журнале другие)
Share |
+
0
здорово!
avatar

delia

  • 19.07.2010, 16:03

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.