Форум / Интернет-магазин
Войти или Зарегистрироваться
ТАТЬЯНКА.РУ - СООБЩЕСТВО МАСТЕРОВ

Иконка блога Резьба по дереву вокруг света Библиотека: Обзор книги Э. Деннинга

  • Резьба по дереву вокруг света  
Перед вами еще одна новая рубрика нашего журнала. Сколько всего книг о резьбе было издано? О чем они рассказывают? На кого они рассчитаны: на новичка или профессионала? Можно ли вынести из них что-нибудь полезное? Вдохновляют ли они на создание собственных маленьких шедевров резного искусства? Не содержат ли они путаницы в терминах? Как описанное в них соотносится с русской традицией резьбы? Какую книгу приобрести, не кидая денег на ветер? Ответы на эти и многие другие вопросы отныне вы найдете на страницах журнала “Художественная резьба по дереву “Татьянка”.

Энтони Деннинг «Резьба по дереву»



Издательство “АРТ-Родник“. 2004 г. 176 стр. Размеры 125 х 175 мм.
Вес 820 г. ISBN 5-9561-0086-9.
Переплет твердый.
Стоимость: 300-700 руб.

Содержание:
— Введение
— Материалы и технология
— Произведения и предметы
— Практика



Книга “Резьба по дереву” Энтони Деннинга выделяется в ряду других переводных изданий о резьбе своей высококачественностью. Это одновременно и практическое пособие — показано, как вырезать скульптурную и геометрическую резьбу; и справочник — в первой части книги представлен обзор всех наиболее выдающихся резчиков Европы.
Последнее заинтересует в первую очередь тех, кто был бы не против расширить свой кругозор и ”обременить” себя новыми знаниями. Например, привлекает внимание работа Гринлинга Гиббонса, который представлен в книге как один из лучших мастеров всех времен и народов. (Правда, я думаю, что наш резчик, Н. Пирязев, свободно это вырежет; но, конечно, мастерство есть мастерство — и не воздать дань уважения Г. Гиббонсу нельзя.)



Большим количеством иллюстраций сейчас привлекают многие зарубежные издания, но не везде они достаточно качественные. К книге Э. Деннинга это не относится: все многочисленные илюстрации здесь размещены по делу, по ним все отлично видно — от деталей резных гирлянд до рисунка на  вырезаемой доске. К тому же они снабжены подробными комментариями.
Что касается учебного материла, то здесь представлено все понемногу: скульптурная резьба с разработками, рисунками, чертежами; лепке отведена заслуженная роль (и это тоже хорошо — еще одно напоминание, что резчик должен лепить, не помешает);   есть и геометрическая резьба. Уделите ей немного внимания, уж слишком непривычными кажутся их приемы резьбы: нож держат, знаете, как при чистке картофеля.



Честно говоря, мне такая манера кажется не очень хорошей, но, поскольку работают профессионально, значит, того стоит. Еще очень неплохо показаны резные буковки с разработкой. Здесь, думаю, очень полно, как в никаком другом пособии, представлен этот материал. Стоит его посмотреть, освоить, а то что латиница — не важно, главное — отношение и назначение. Для резных объявлений, стендов, например, отлично подходит.
Прослеживается даже определенная этапность в подаче материала — от простого к более сложному.
Особый интерес представляет глава ”Инструмент и оборудование”. Многочисленные фотографии иллюстрируют подробную классификацию инструмента. Помимо этого здесь представлены: список необходимых резцов, выкройка сумки под стамески, рекомендации по заточке инструмента и т. д.
Резьба какого направления здесь показана? Скажем так, сейчас все это — ложки, кошки, фигурки, настенные украшения именно в такой манере исполнения — общезападная резьба. Не считая каких-то отдельных мотивов (вроде фигурок баварцев у резчиков из Обераммергау — см. раздел ”Мировой опыт”), у них традиционной, а значит, и особенной является только мебельная резьба. Иными словами, различие между резными работами западноевропейских стран небольшое — трудно отгадать, где было сделано то или иное изделие, так что вы не задумывайтесь об этом при чтении данного пособия.
Можно ли по этой книге освоить профессионально резьбу по дереву с нуля? Скорее, нет. Пособие будет полезно только для резчика, имеющего определенный опыт. Это ж ведь надо будет переносить все на наши российские реалии, и без советов опытного мастера в данном случае никак не обойтись. Представлена отработанная техника резьбы, все выходит аккуратно, чисто, профессионально… В итоге получается, что показывают, как режут, а не как они этому учились. Для самоучителя нужны иллюстрированные примеры наиболее распространенных ошибок, уроки рисунка и т. п. — не все по шаблону же делать. Всем же остальным, знакомым с резьбой по дереву, могу смело рекомендовать это пособие как кладезь опыта западно-европейской резьбы.
Мне самому книга Э. Деннинга нравится. Издана замечательно. Формат необычный — фактически квадрат — и достаточно удобный. Из всех изданных у нас западных книг эта меня привлекает больше всего. Например, здесь представлены такие образцы, которые даже хочется повторить, но не чтобы ”научиться”, а чтобы просто иметь такие изделия у себя в коллекции — для услады глаз.

Г.Л. Маккэлэм «4000 мотивов: цыеты и растения»




Издательство “АСТ Астрель“, 2006 г.
383 стр. Размеры 70 х 90 мм.
Вес 915 г. ISBN 5-17-036170-Х.
Переплет твердый.
Стоимость: 400-600 руб.

Содержание:
— Вступление
— Месопотамия
— Египет
— Греция
— Древний Рим
— Византия
— Средние века
— Ислам
— Китай
— Япония
— Ар нуво
— Ар декор
— Народное искусство
— Цветы
— Листья
— Фрукты и ягоды
— Овощи
— Плоды
— Деревья
— Мотивы
— Бордюр
— Указатель

Полезный справочник графических линейных рисунков. На кого он ориентирован? На людей, так сказать, не очень разбирающихся, не свободно владеющих рисунком и его историей. Но в основном, думаю, на преподавателей каких-то специальных учебных заведений — для расширения их кругозора. Этот справочник будет весьма полезен также для искусствоведов, антикваров, дизайнеров.
Что из себя представляет данное издание? Многое ясно уже из названия. Мотивы цветов и растений, которые когда-либо встречались в мировом искусстве, сгруппированы по нескольким принципам — историческому, географическому и ботаническому, т. е. по эпохе, стране и принадлежности к той или иной группе растений. Еще есть указатель, благодаря которому можно узнать, когда, кто и в каком виде использовали изображение, например, гороха, лавра, одуванчика, крыжовника, мака, малины, настурции, огурца, оливы, папоротника и т. п. Листая разделы, можно заметить, какие черты были присущи орнаментам и узорам того или иного времени.  Очень интересно.

Но подходит ли данный материал для резьбы? Для резьбы живой, такой как ”Татьянка”? Нет. Слишком статичны, условны, геометризованны и совершенны представленные рисунки. К тому же рисунок в резьбе должен быть практически выполняем. А здесь только и можно что контур вырезать, за редким исключением. Лучше самому продумывать и создавать рисунок, ни на кого не ориентируясь. Если же вы увлекаетесь выжиганием, инкрустацией, этот справочник может пригодиться. И простому резчику не мешало бы его иметь — для собственного развития, для ознакомления с мировой культурой. Но заранее предупрежу: это не энциклопедия, а справочник, причем ”визуальный”, так что не стоит ждать от книги текстов о возможных символических значениях того или иного растения.
Не раскаиваюсь, что приобрел: другого такого полного набора рисунков не видел, к тому же это своеобразное занимательное путешествие в историю.
Share |

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.