Форум / Интернет-магазин
Войти или Зарегистрироваться
ТАТЬЯНКА.РУ - СООБЩЕСТВО МАСТЕРОВ

Иконка блога Резьба по дереву вокруг света Ассамблея ремесел 2007

  • Резьба по дереву вокруг света  
С 26 по 29 сентября 2007 года в Москве впервые проводилась Ассамблея ремесел — творческий конкурс для мастеров декоративно-прикладного искусства. Резчики по дереву, художники, гончары, сте­кольщики, кузнецы и др. со всей страны принимали в нем участие: кто-то очно — присылали свои работы и приезжали сами, а кто-то заочно — предоставляли фотографии своих изделий. Конкурсная программа состояла из нескольких разделов: Мастерская народного костюма, Кукольная мастерская, Мастерская керамики, Мастерская «Резная кость», Камнерезная мастерская и т. д., но наибольший интерес для нас представляла Мастерская деревянного зодчества.

Условия такие же, как и на многих других выставках, только здесь к тому же и призы ценные вручают. Резчикам по дереву, например, дарили наборы инструментов, а победителям в Швейной мастерской — профессиональную швейную машинку. Стоит похвалить организаторов за то, что они оказывали помощь конкурсантам из других городов: подыскивали недорогие гостиницы, составляли программу бесплатного посещения нескольких музеев столицы. Закономерно, что в этом списке оказался и музей уникальных резных работ при нашем центре.
О выставке

В просторном зале разместилось множество разных работ: куклы, платья, картины, ювелирные изделия, одеяла, различные фигурки и т. д. Были и специальные стенды с фотография­ми работ заочных участников. (По нашему мнению, это себя не оправдало — серьезно их никто не оценивал.) Изделия из дерева было не так уж легко найти: например, некоторые из них казались выполненными из кости. Всего набралось немногим больше 10 участников — из Москвы, Перми, Чебоксар, Ивановской области. Пред­ставленные работы бы­ли выполнены в разной технике, и, на наш взгляд, сравнивать их между собой сложно.
Итоги

Но жюри, состоявшее из художников-модельеров, арт-директоров различных фондов, представите­лей университетов и музеев, все-таки сделало свой выбор, опираясь на критерий «нравится — не нравится».

Поскольку среди участников были и представите­ли нашего центра, которые выставили одни из своих лучших работ, мы все-таки надеялись на их победу. И наши надежды оправдались.

В категории «Юниоры» 1-е место заняла Антропова Анастасия — 15-летняя девушка, начавшая свое обучение в нашем центре в возрасте 12 лет. А в категории «Профи» жюри отметило изделия знакомой вам по номерам нашего журнала Мардашкиной Марии.
P. S.

Удручающе мал, конечно, был состав участников. По замыслу организаторов, выставка должна была предоставить возможность профессиональным образовательным учреждениям показать свое лицо — средний и высший уровень подготовки своих учеников. Но в основном почему-то свои работы показывали сами преподаватели или же мастера-самоучки, и изделия их, к сожалению, ничем особенным не выделялись, были довольно убогие и скучные. Значит, в этих училищах и институтах и научить-то ничему толковому не могут. Обидно.

Хотя и сами ребята не активно проявляют интерес к такому творчеству: оно не считается престижным, о нем мало где говорят, особенно на телевидении. Вместо этого — сплошные шоу с какими-то звездами эстрады, освещение скандалов и интимных подробностей из жизни известных людей. Свое негодование по этому поводу горячо под бурные аплодисменты выразил автор стиля «Татьянка» Шамиль Сасыков в своем обращении к участникам Ассамблеи. Хотелось бы надеяться, что они хотя бы на минуты да задумались над этим.

И напоследок — пожелание к устроителям. Очень скромно все было организовано: рекламы не было нигде, никто, кроме самих участников и организаторов, не знал о выставке, поэтому и посетителей фактически не было. Особенно это разочаровало тех, кто приехал издалека, — ведь недешево обходятся дорога и проживание. Хотелось бы видеть больше отдачи. Но мы надеемся, что последующие ассамблеи пройдут более шумно.
Масленников Владимир Алексеевич

из Москвы стал одним из призеров Ассамблеи Ремесел. Он окончил художественное ремесленное училище в 1975 году, затем — Строгановское училище, получил звание Заслуженный художник и теперь преподает. За 30 лет он выпустил несколько тысяч учеников, которые потом стали членами Союза художников, работали на комбинатах, мебельных фабриках, оформляли рестораны, детские площадки — но все это было во времена СССР. Сейчас они нашли свое применение в других областях, а Владимир Алексеевич остался верен любимому делу. Да и как тут не остаться, когда в стране таких специалистов в технике маркетри больше нет?

Вот и участвует мастер в различных выставках, показывая людям свои работы и доказывая, что это искусство еще не умирает. Его изделия объездили полмира, но все чаще их можно увидеть на российских фестивалях, особенно в Москве. Многие посетители таких экспозиций останавливаются перед работами мастера, не веря, что все это сложено из кусочков различных пород дерева, без использования морилок — все цвета натуральные.

Владимир Алексеевич тщательно подбирает детали, останавливая свой выбор то на белом клене, то на черном или коричневом палисандре. Даже голубоватый оттенок не результат морилки: стволы сплавляют по реке, и за счет дубильных веществ древесины приобретает такой цвет, как будто замерзла в воде. Помимо этого в его работах нашли свое место многие другие породы: груша, лимон, палисандр, вишня, карагач, чинара с Кавказа, лиственница, карельская береза. Есть и более ценная древесина, которую привозят из-за границы — Югославии, Америки, Индии, Вьетнама и т. д.

Но если раньше такие кусочки были доступны, стоили недорого, то сейчас появилось множество фирм-поставщиков, и цены возросли в несколько раз. Тяжело приходится, но от любимого дела отказаться невозможно. Вот и работает Владимир Алексеевич по 12 часов каждый день, с утра до вечера — сначала создает композицию, а потом тщательно подбирает кусочки. Да и как не любить такое?

Дерево столетиями, пока растет, вбирает в себя энергию, к которой затем присоединяется хорошая энергетика самого мастера (злым человек, работающий с таким теплым материалом, быть никак не может). Этим теплом делиться надо, и без выставок тут никак не обойтись.

Прогуливаясь по залам, рассматривая работы разных мастеров, обращайте внимание и на маркетри — возможно, среди увиденных вами изделий будут и те, что выполнил Владимир Алексеевич или кто-нибудь из его учеников.
Интервью
Интервью нашему журналу дал генеральный продюсер Ассамблеи ремесел и Ассамблеи искусств, президент фонда «Искусство будущего» Фильков Федор

— Как вы приглашали участников, по какому принципу отбирали работы?

— Мы разбили нашу аудиторию потенциальных участников на три категории: юниоры, студенты и профи. «Юниоры» — это средне-специальные учебные заведения. «Студенты» – высшие учебные заведения. «Профи» — те, которые уже закончили или ничего не заканчивали, так называемые самоучки. Мы разослали информацию по учебным заведениям, администрациям и различным общественным организациям, таким как, например, «Ассоциация поддержки малочисленных народов севера Ямало-Ненецкого автономного округа». Конечно, мало времени было на предварительную подготовку. Мы предполагали, что будет большее количество конкурсантов, хотя и сейчас где-то около соучастников. Для первого раза довольно много.

— У вас до этого был какой-нибудь опыт проведения подобных мероприятий?

— В апреле мы проводили Ассамблею искусств. Один из конкурсных разделов назывался «Декоративно-прикладное искусство», и в нем было представлено где-то 60-70 работ. И по предложению Московского союза художников вынесли этот конкурс в отдельное мероприятие под другим названием. Получается, что Ассамблея ремесел (АР) — новый самостоятельный проект, но проводится уже во второй раз. И следующий раз у нас запланирован на март-апрель 2008 года. То есть проводиться АР будет два раз в год.

— Участие в конкурсе у вас платное. Чем это объясняется?

— Да, платное, но не очень большая стоимость. Связано это с современным пониманием, так сказать, мира. И самое главное, есть такой психологический момент: если человек оплачивает, пусть какую-то символическую стоимость, то по-другому относится к своей работе, которую он выставляет. А если ему говорят «айда, приходи и выставляй, что хочешь», он притаскивает из своего шифоньера какие-нибудь 30-летней давности работы и что-то совершенно несусветное. Чтобы такого отношения не было, стоимость и нужна. К то муже, вот он внес вступительный взнос и, естественно, хочет с этого какие-то дивиденды. В нашем случае дивиденды – это пресса, публикации, интервьюирование, размещение в журналах статей о его творчестве, это, в конце концов, просто продажа. У человека уже другой посыл, возникает необходимость развиваться, чтобы быть отмеченным жюри и посетителями. И задача АР как раз в этом и заключается — спровоцировать молодого автора на дальнейшее творчество.

— Какие призы получат победители?

— Денежные, к сожалению, пока не планируются. Но будут материальные. Нашими партнерами являются, например, Pfaff, производитель швейного оборудования, а также несколько учебных заведений, в том числе Лондонский университет искусств. Один из главных призов — это публикация в специальном каталоге «Новые лица в декоративно-прикладном искусстве», туда войдут все участники этой АР и весеннего конкурса, который проходил в рамках АИ. Он будет издан на двух языках: русском и английском. Распространяется среди администраций, среди конкурсантов, галерей, учебных заведений, причем не только России, но и Европы. Вообще мы ориентируемся на то, чтобы работы можно было представить в Европе, показать иностранцам всю эту красоту. Ведь это надо видеть!
Share |

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.