Форум / Интернет-магазин
Войти или Зарегистрироваться
ТАТЬЯНКА.РУ - СООБЩЕСТВО МАСТЕРОВ

Иконка блога Заочное обучение резьбе Татьянка Создание композиций - Урок резьбы по дереву. Резьба по дереву для начинающих

  • Заочное обучение резьбе Татьянка  
Что же делать резчику, если должных знаний еще нет, а создать свою композицию для резьбы по дереву уж очень хочется? И при этом не просто ее вырезать, а так, чтобы душу тронуло? Предлагаем вам сделать то, что обычно делают все, когда сталкиваются с чем-то незнакомым: воспользоваться Инструкцией. На первых порах следуйте ей, только обязательно задействуйте при этом и свое природное чувство гармонии, которое, несомненно, имеется у всех. Будет совсем замечательно, если вам удастся соединить в себе хотя бы на миг проницательность ума, волю, эмоциональность и тончайший артистизм.

Итак.
Инструкция, или Памятка для тех, кому неинтересно вырезать по трафарету, но и опыта создания композиций еще нет.



1. Прежде всего нужен замысел, четкая идея, сюжет.
Напоминаем, что иногда все это находится очень быстро, а иногда приходит со временем. Если есть желание что-то сделать, замысел придет обязательно. Терпеливо ждите, но и не провороньте — образы тают как дым. Помните также, что художественный замысел непосредственно связан с практическим решением и не должен выходить за рамки технических возможностей как самой резьбы, так и ваших личных.



2. Приблизительно представьте, как будет выглядеть ваша композиция.
Возьмите бумагу, карандаш и определитесь с размерами всей работы и составляющих элементов. Закон целого в композиции — это определение отношений частей целого друг к другу и каждого к целому. Взаимосвязь всех элементов композиции является не только логическим, но и эмоциональным, эстетическим качеством, создающим гармонию.



3. Выберите главную фигуру — единый композиционный центр.
Это может быть цветок, плод, животное.



4. Чтобы в композиции не было «скучных мест», равномерно распределите по ней художественные узлы.
Такими узлами могут быть орехи, зерна, ягоды. Они обычно связаны между собой линейными элементами и подчиняются главному узлу. А все, в целом, должно подчиняться закону единства в многообразии. Не переборщите с количеством элементов, не впадайте, так сказать, в «болтливость». Композиция должна быть лаконичной.



5. Обратите внимание на пропорциональные соотношения между элементами.
Пренебрежение пропорциями может привести к нарушению порядка, ритма и симметрии, что воспринимается как напрасное и даже уродливое качество композиции. Наиболее частая ошибка при создании композиции, когда начинают с центральной части, делают какой-то красивый элемент, а потом к нему «приставляют» остальные, механически заполняя оставшееся пространство. В то же время нельзя и просто выхватывать «кусок из природы» — это слишком сложно вырезать.



6. Продумайте направление и очередность расположения всей растительности.
Имейте в виду, что горизонтальные прямые линии — это спокойствие, а вертикальные, наклонные, диагональные, пересекающиеся, уходящие к горизонту или приближающиеся к нам — это движение, порыв. Многие просто забывают, не думают, а возможно, и не подозревают, что дерево — не однородный, а слоистый, волокнистый материал. При создании композиции это необходимо учитывать, располагая детали так, чтобы при выполнении резьбы можно было максимально выгодно использовать даже неоднородность дерева. Тонкие детали, расположенные вдоль слоистости, будут весьма прочными, а расположенные поперек — отламываться.



7. Постарайтесь понять взаимодействие всех элементов.
Продумайте наиболее контрастные их сочетания: большой — маленький, шероховатый — гладкий, короткий — длинный, узкий — широкий, светлый — темный, высокий — низкий, волнистый — ровный. 8. Обратите внимание на динамику внутри пространства. В результате повторения какого-то элемента (узлов, веток) в композиции появляется простейший, видимый ритм. Но он может быть и скрытым. К примеру, глядя на изображение в виде согнутых упругих веток листьев, вы подсознательно ждете их распрямления. Это и есть скрытая динамика пространства.



10. Найдите образцы натуры
Это оригиналы, по которым вы будете подробно прорисовывать части вашей композиции.



11. Прорисуйте начисто составленную композицию
Сверьтесь еще раз с натурой. Обратите внимание на то, не исказился ли ваш замысел. Возможно, натура привнесла что-то лишнее, мешающее созданию определенного художественного строя, ритма. Оставив от натуры все полезное, лишнее отбросьте.



12. Пролепите композицию в пластилине.
Убедитесь в реальности исполнения задуманного в рельефе. Уберите сверхсложные места, не придающие выразительности, они лишь отнимут у вас время. Создайте оптимальный вариант. Бывает, что на этапе лепки, когда становятся реально видны объем, расположение элементов, рождается новое, неожиданное решение. Именно поэтому этап лепки так важен. Бывает, во время вырезания приходит понимание, что как-то не удалось, не вышло желаемое. Не бойтесь оставить начатое и приняться за воплощение нового замысла. Ошибка, найденная еще в пути, лучше, чем та, что обнаружится поздно, когда вы уже потратили на вырезание много времени, а также физических и душевных сил.



13. Подготовьте инструмент и график работ.
Определитесь с освещением и графиком работы (дерево сохнет). Можно начинать работать.

Имейте в виду: если вы замыслили, к примеру, вырезать желудь максимально естественно, «природно», но потом вдруг решили не прорезать точный рельеф шляпки, то результат будет не тем, какими вы его замыслили. Многие, к сожалению, часто так поступают, причем убеждают и себя, и других, что так красивее, забывая, что декоративность всегда хуже естественного, а главное, идя на поводу у лени, пренебрегают собственным замыслом, предают его. Начинают за здравие, кончают за упокой, иными словами: начинают с естественного, кончают декоративным.

Автор статьи — Сасыков Шамиль Статья опубликована в журнале «Татьянка» Художественная резьба по дереву"
Share |

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.