Форум / Интернет-магазин
Войти или Зарегистрироваться
ТАТЬЯНКА.РУ - СООБЩЕСТВО МАСТЕРОВ

Иконка блога Заочное обучение резьбе Татьянка Композиция - Урок резьбы по дереву. Резьба по дереву для начинающих

  • Заочное обучение резьбе Татьянка  
Для резчика по дереву очень важно уметь грамотно составлять и красиво размещать рисунок на предмете из дерева. Это сделать гораздо сложнее, чем в других видах изобразительного искусства. Дерево — материал очень капризный и многообразный по качеству: мягкий, пластичный, слоистый, твердый и тяжелый (хотя не такой прочный, как камень, металл или глина), а также хрупкий в сухом виде и волокнистый в сыром состоянии. Слои у дерева расположены не просто, как листы в книге, а ведут себя по-разному: переплетаются, изгибаются. Встречаются также различные по твердости и плотности места.



Можно, разумеется, не обращать внимания на особенности срезания по дереву, составить композицию, а уже потом виртуозным владением резца выйти из положения. Но может и так случиться, что само изделие не будет стоить такого труда.
Композиция (от лат. compositio — составление, соединение) — это построение, умение компоновать, размещать, составлять рисунок. Цель композиции в том, чтобы наиболее полно выразить замысел художника. Любое дело начинается с волнующей мысли, которую необходимо облечь в четкую идею, концепцию.



Вот несколько основных принципов, которым нужно следовать при создании композиции:
— Композиция должна быть целостной: все элементы в ней нужно располагать так, чтобы невозможно было что-то заменить, убрать, внести, поменять местами без ущерба для всего целого, иначе это будет новая, хотя и похожая композиция, при этом несущая, возможно, совсем иной смысл.
— Расположение элементов в композиции должно создаваться на основе определенной закономерности. Тогда элементы не будут случайными, а из их множества будет складываться единое целое.

Резчику по дереву очень важно понимать принципы композиционного построения. Любые резные изделия гораздо лучше смотрятся, если сочетания узоров, изображений и сюжетов тщательно продуманы.
Проще, разумеется, создавать композиции в рамках и в стиле какого-то определенного промысла, где традиционность, трактовка, соразмерность, последовательность элементов уже сформированы. Так легче работать. Но в то же время и труднее — возникает определенная монотонность, однотипность, а рамки стиля стесняют и ограничивают. Тогда и появляются такие изделия, как кресло в виде трона, украшенное хохломской росписью. На него смотрят издалека, со стороны, филигранность работы незаметна, и на смену художественно красивой композиции приходит причудливость.
Вот несколько примеров выверенных временем и покупателями простых замкнутых растительных композиций учебных досок и практических изделий.











Все детали у них соразмерные, линии плавные, находящиеся в согласованных сочетаниях друг с другом, свободное пространство между ними практически отсутствует. Композиции уравновешены, размеры и сочетания элементов подобраны в соответствии с требованиями технологии обучения, многое выполняется сходными приемами резьбы и минимальным количеством инструментов. Глубина рельефа пока сравнительно небольшая, ничто не торчит, не выделяется, все предсказуемо, объяснимо и логично.
До миллиметра выверена техника вырезания каждого уголочка, листика и штриха, так как изменение формы даже одного элемента ведет к нарушению всей композиции: здесь ничего нельзя убрать или внести извне, чтобы не изменилось содержание, смысл всей композиции.
Это профессиональные композиции, применяемые и в товарных изделиях. Начинающим резчикам необходимо выполнять такие работы, главное назначение которых заключается в отработке профессиональных навыков.





Предвижу вопрос: «А как же творчество?» Что ж, ответ прост: на первых этапах обучения можем рекомендовать для развития творческих способностей как можно больше рисовать с натуры, лепить, а также сочинять композиции и собирать гербарии.
Share |

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.