Форум / Интернет-магазин
Войти или Зарегистрироваться
ТАТЬЯНКА.РУ - СООБЩЕСТВО МАСТЕРОВ

Иконка блога Заочное обучение резьбе Татьянка Анималистика - Урок резьбы по дереву. Резьба по дереву для начинающих

  • Заочное обучение резьбе Татьянка  
К слову сказать, не каждый резчик, вырезающий животных, действительно анималист. К примеру, основным объектом богородской резьбы являются животные. Но богородский промысел — это промысел игрушек, животные здесь не просто стилизованы, они трансформированы, то есть имеют другие пропорции, декоративные, «кукольные» формы, далекие от естественных.

Декоративно-прикладное искусство, промыслы и резьба по дереву. Урок резьбы по дереву для начинающих. Журнал Татьянка, ремесла, Ярмарка ремесел и рукоделия

Жанр анималистический, но эти резчики не анималисты. Определяющим критерием, наверное, можно считать цель использования образа животных. У богородских художников — это игрушка, сувенир. Для художника-анималиста задачей является передача реального образа того или иного животного: его грации, силы, пластики, физического состояния, эмоций и т.д. Анималист как бы пытается приоткрыть окно в природу, донести до людей ее красоту через образ животного, показать неповторимость и, вероятно, отчасти непостижимость того, что окружает нас. Резчик становится анималистом, познавая свой объект, учась понимать его.



Разумеется, надо грамотно распорядиться своим временем и возможностями, а это непросто. Могу сразу посоветовать: не беритесь за крупное животное, за сложную рельефную скульптурную работу. На практике ведь бывает такое: человек увидит где-то хорошую фотографию, и западет ему на душу — хочу вырезать, и все тут. Находит он материал и начинает вырезать, носится со своей мечтой иногда годами. Но, естественно, чаще всего ничего хорошего не получается, впечатление работа не производит. Не обошли тему анималистики и мы в резьбе «Татьянка». В композиции своих изделий мы очень часто включаем изображения различных насекомых, птиц и животных.

При подборе нужного образца для изделия используются в основном фотографии. Собственно рисунки необходимы только для выработки идеи произведения, последующая же проработка всех элементов выполняется по фотографиям.







Сразу скажу, что хороших снимков, которые могут служить в качестве руководства для художника-резчика, чрезвычайно мало. Практичность — это главное, чем нужно руководствоваться при отборе объекта для резьбы. Ракурсы лучше выбирать профильные, сбоку и, желательно, чтобы детали поподробнее и поточнее просматривались. Фактически же на практике приходится буквально «охотиться» за удачными снимками, «перелопачивать» в поисках груды даже далеких, казалось бы, от искусства изданий.

Впрочем, если фотография не подходит непосредственно для композиции, все равно ее можно использовать в вспомогательных целях как источник информации о характере, мелких частях тела и форме животного. И вот, наконец, удача улыбнулась вам: есть нужная фотография! А если еще хорошо видны детали и части тела, да еще и с хорошей резкостью, позволяющей разглядеть каждую шерстинку, то просто мечта. Вот такие снимки теперь — фактически руководство для дальнейшей работы.













Если у вас уже сложилась идея композиции, подобраны растительные элементы, то вы все это аккуратно прорисуйте, затем снимите кальку с рисунка и переведите изображение на дерево. Потом очень тщательно предварительно пролепите все в деталях. Не режьте сразу в дереве. Уверяю вас, что работать будет тяжелее, дольше и получится хуже: если сразу выполнять композицию в дереве, можно даже и не уложиться в материал. Лепите, лепите и еще раз лепите! А уж потом по многократно исправленной и продуманной лепной модели вырезайте, и, уверяю вас, работа получится лучше, выполнится быстрее и доставит удовольствие.



Но и этого мало. Хорошую, грамотную анималистическую композицию невозможно сделать без знания образа жизни животного, его повадок, в общем, самых различных особенностей, присущих ему. При работе с изображениями животных надо всегда помнить: чем больше естественности сохраняется, тем лучше и привлекательнее получается композиция.



Лучше, когда животное находится в какой-то стадии движения, чтобы понимать, к чему стремиться, в чем смысл резьбы, как более точно и верно изобразить напряжение мышц, динамику движения, общее выражение. Все должно нести эмоциональную нагрузку, а в исполнении — быть красивым, привлекательным, интересным.



При плохой подготовке к процессу резьбы ошибки возможны и неизбежны. Ведь до смешного иногда доходит! Однажды я видел бронзовую скульптурную композицию с охотником, медведем и собаками. Медведь стоит на задних лапах, ревет, пасть широко разинута. На первый взгляд — залюбуешься! Но что-то было не так. Стал приглядываться… И вдруг понял, у медведя пасть оскалена так, как делают только волки и собаки: показывая клыки, они поднимают верхние губы. А медведь — не так, он ревет, старается изо всех сил, как можно шире разевает пасть. Губы у него натягиваются, и пасть со всеми клыками и зубами видна очень хорошо. Медведь может сложить губы дудочкой, а собака — нет. А эта скульптура — вроде и медведь, а оскал собачий! Художник, видимо, просто не наблюдал специально за животным, наивно полагая, что пасти у медведя и собаки в таком положении одинаковы.















Художник-резчик — это художник, использующий для воплощения своих художественных замыслов и творческих идей такой материал, как дерево. Все остальное зависит от того, как художник видит и как воплощает свои эмоции, как понимает пластику, объем, пространство, пропорции, как выделяет определенные сюжетные, смысловые нюансы при создании композиции.

Автор статьи — Сасыков Шамиль Статья опубликована в журнале «Татьянка» Художественная резьба по дереву"
Share |

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.