Форум / Интернет-магазин
Войти или Зарегистрироваться
ТАТЬЯНКА.РУ - СООБЩЕСТВО МАСТЕРОВ

Иконка блога Заочное обучение резьбе Татьянка Рабочая одежда - Урок резьбы по дереву. Резьба по дереву для начинающих

  • Заочное обучение резьбе Татьянка  
Основные правила Техники безопасности изложены в первом номере журнала «Татьянка». Дополнить их можно инструкциями, прилагаемыми к каждому электромеханическому устройству, как то: дрели, фрезеры, рубанки — все, что приводится в действие электрическим током и вращается. Что особенно важно при работе с таким оборудованием, так это одежда. На вас не должно быть ничего висящего — станок может забрать ткань, захватить и намотать ее вместе с вами. Даже если не полностью — все равно неприятно. И такое, увы, часто случается.



(картинка просто так, для красочности)


Был и на моей памяти аналогичный случай, правда, давно — лет 20 назад. Я тогда работал бригадиром резчиков. Представьте себе большой заточный станок. Каменный заточный круг диаметром 30 см приводится в движение мотором мощностью 3 кВт, установленным на отдельной чугунной станине. Я стою неподалеку от этой махины и работаю — вырезаю, никому не мешаю. А тут заходит столяр, включает мотор и что-то там на нем затачивает. Я особенно не наблюдаю, но боковым зрением замечаю, как этот труженик, не выключив мотор, отворачивается от станка. И тут его распашонка-рубашонка цвета осеннего неба задевает камень, который, естественно, захватив материю, моментально наматывает ее. Слышу — удар! Хорошо, что столяр — бывший спортсмен, борец — успевает отреагировать и нагнуться вперед от мотора. Я, прыгнув к нему, жму на кнопку «Стоп». А бедолага — как взбесившаяся лошадь: так потянул вперед, что станину сдвинул, но, молодец, сохранил дистанцию в ладонь. Белый весь. Рубашка на полоски разодралась, на теле кровавые рубцы, как будто плетьми нещадно стегали, но живой. А у меня с тех пор перед глазами все стоит картина: человек в немыслимой для обычного времени ситуации, вытаращенные глаза, страшное напряжение мышц, жил, вен, вдавленные в тело полосы материи, инстинктивное желание выжить — и при этом ни звука.
Потом только, забрав разодранную в ленты и полосы рубаху, отдышавшись, он вымолвил: не говори никому. И ушел полосатый, как бурундук. Ух!
На эту тему даже есть расхожая поговорка, звучащая как приговор: попасть впросак!
Смешно, но что такое «просак» и что это значит, почти никто не знает, а уж смысл выражения тем более.
Однажды я слышал, как эту поговорку объяснял по радио «крутой» филолог, вернее, пытался объяснить — ничего у него из этого не вышло. Умудрился я и во второй раз услышать размышления на эту тему в эфире какой-то радиостанции — специалист по языку молвил нечто невнятное. Странно, и отчего они не знают? Вероятно, потому, что поговорка эта от ремесленников пошла.

Поговорка «Попасть впросак» Очень давно, еще в те времена, когда веревки делали почти вручную, существовали целые канатные дворы для этого производства. И все это пространство носило ремесленное название — просак. Ничем особенным оно не отличалось, просто ровное и чистое пространство. Но вот во время процесса изготовления канатов туда стороннему человеку было лучше не соваться. Из-за особой технологии изготовления веревок.
А делались они просто. В углу двора где-то стояли простые механизмы, которые, вращаясь (их крутили слепые лошади, бродя по кругу), свивали и скручивали тоненькие пряди льна и конопли в веревочки — примерно так, как это делают прядильщицы (вручную из куска шерсти нитку тянут, вращая веретено, а получаемую ниточку сматывают в клубок). Вот и тут вили: скручивали из прядей веревочки, из них делали веревки побольше и затем объединяли их в канаты. И на этом дворе всего было полно: и веревочек, и канатов крутящихся-вращающихся, вот только клубочков не было.
Многочисленные рабочие привязывали к себе начало веревки и по мере ее изготовления, натягивая пряди, пятились, расходясь веером от механизмов по всему двору.
И вот представьте себе картину: разгар рабочей смены, по всему двору натянуты вращающиеся веревочки и канаты, очень тесно… и вдруг какой-то неосведомленный, легкомысленный, забывчивый, торопливый, самонадеянный человек каким-то совершенно глупым образом попадает в этот просак. Со всех сторон — одни веревки, и выбраться из такого лабиринта не так-то просто. В итоге, рано или поздно одежда, шаль или коса задевали какой-нибудь из многочисленных вращающихся канатов — и, само собой разумеется, наматывались на них. Если одежда, то еще ничего: оторвет — не так страшно, сколь стыдно и смешно. А вот когда волосы захватывались — просто беда. Сразу вопли во весь просак. Остановка всего процесса — но враз этого не сделать, все двигалось по инерции, особенно когда свивались тугие толстые канаты. И только потом кропотливое вызволение незадачливого посетителя. И это не было редкостью — вот даже поговорка возникла. Надо заметить, что на дворе было довольно шумно и пыльно, рабочие пятялись задом, не замечая людей вокруг, так что не всегда успевали упреждать прохожих, а подчас и просто потешались в предвкушении бесплатной забавы и отдыха.
С тех пор так и повелось — говорить про человека, сделавшего что-то не так и вызвавшего смех окружающих, — попал-таки впросак. Давно уже все делают машины, просак канул в лету, а вот нарушение техники безопасности до сих пор существует в виде поговорки.

Леонардо да Винчи (1452-1519) чем только не увлекался. За свою жизнь он, помимо величайших произведений искусства, создал несколько сотен разнообразных механизмов.



Существовали они в основном на бумаге: у гения не было времени на их реализацию, зато у последующих поколений (и даже в XXI веке) такого дефицита не наблюдалось — и они претворили в реальность изобретения Леонардо.
Все расчеты оказались верны. Если бы эти механизмы распространились, они бы заметно облегчили жизнь трудовому народу, в том числе и в России. Например, вот эта машина для намотки, изготовления канатов и обработки тканей, созданная гениальным итальянцем, могла сделать производство канатов менее травмоопасным: нужно было только вращать рукоятку (справа), приводящую в движение устройство, к которому прикреплены пряди, а оно заставляло бы двигаться полукруг барабана, на котором поворачиваются блоки (вороты), держащие другой конец прядей.



В энциклопедии Дидро XVIII века есть гравюра, изображающая производство на прядильной фабрике. Конструкция прядильного колеса во многом похожа на ту, что в свое время изобрел Леонардо. Но утверждать, что именно его чертежи послужили основой для создания этого механизма, нельзя.




Автор статьи — Сасыков Шамиль
Статья опубликована в журнале «Татьянка» Художественная резьба по дереву"
Share |

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.