Ваша корзина Пока что пустая
Татьянка.ру - все для резьбы по дереву и творчества
Контакты
+7 (926) 217-33-88
Skype rezbatatianka
Курсы +7 (962) 9408225
Написать письмо

Skype Me™! резьба по дереву резьба по дереву резьба по дереву резьба по дереву

Товары
Ваша корзина Пока что пустая

 

Доска иконная

Вернуться к списку терминов

иконная доска, доска для икон иконная доска, доска для икон иконная доска, доска для икон

 

иконная доска, доска для икон  

Описание

Иконная доска (доска для иконы) - традиционная деревянная заготовка особой конструкции, служащая основой для написания иконы или создания резной рельефной иконы. Традиционно иконные доски выделывали из ольхи, липа, кипариса, дуба, кедра, но со временем большее предпочтение стали отдавать доскам из древесины первых трех пород, а также из бука и клена. От изготовления иконных досок из дуба практически полностью отказались по причине большой тяжести заготовки, что создавало дополнительные трудности во время работы. 

Иконные доски бывают разной формы и размера и предназначены для создания икон разного вида. Так, ростовая арочная иконная доска - деревянная основа вытянутой формы с закругленной верхней частью для изображения Святого в полный рост.

иконная доска, доска икона, ростовая икона  иконная доска, доска икона, ростовая икона

Мера досок у старых иконописцев имела свои названия. Таковы были доски: пятилистовые, или пядницы, шестилистовые, восьмилистовые и проч. Мнения наших современников об этих названиях разные. Одни полагают, что доски так назывались от числа листов золота, накладываемого на левкас. Другие утверждают, что пятилистовые доски были мерою в 5 вершком длины, шестилистовые были в 6 вершков. Нынешняя мера основана на расчете длины, ширины и толщины в миллиметрах.

 

иконная доска, доска для икон  

Происхождение термина

Термин "иконная доска" или "доска для иконы" составлен из сочетания двух слов: икона (от др.-греч. eikon - "образ, подобие") и доска (праславянское слово *dъska возникло путем заимствования из германских языков слова disc "стол, блюдо", которое, в свою очередь, возникло из латинского слова discus "стол, круг").

 

иконная доска, доска для икон  

Русское название

Так и называли.

Также существовали специальные названия иконных досок в зависимости от их размера: десяторик - десяти вершков в вышину, девятерик - девяти вершков и т.д.; листоушка - небольшая икона от одного до четырех вершков.

 

иконная доска, доска для икон  

Связанные слова

Сюда можно отнести множество однокоренных слов, а также термин "дощанник". Так в старину называли мастера, занимавшегося выделыванием иконных досок.

Издавна на Руси в мастерских иконописцев существовало "разделение труда" - мастера специализировались на выполнении определенного этапа. Это, с одной стороны, облегчало работу иконописцев-художников, но в то же время и "убивало художество", по словам И. Сахарова, исследовавшего в XIX в. иконописное дело на Руси. "Что же такое был за художник своего дела, который знал только одну часть своего дела? Он должен быть творцом всего своего дела, знатоком всех частей своего искусства и не зависеть от людей. Современные сельские мастерские существуют доселе на разделении труда".

 

иконная доска, доска для икон  

Перевод на английский

По-английски доски для икон обычно называют icon board.

 

иконная доска, доска для икон

 

 

Особенности использования

Старые иконописцы при выборе досок руководствовались двумя указаниями: чтобы дерево не было смолисто, чтобы оно не имело суков и пороков. Эти критерии остаются важными и по сей день.

 

иконная доска, доска для икон

 

До XVIII-XIX века иконописцы обычно не брали готовых досок от столяров, но выкалывали их топором из готового куска дерева. То дерево считали хорошим, которое раскалывалось ровно и по слоям. Из этого они выводили, что такая доска не может ни трескаться, ни коробиться. Задняя сторона доски укреплялась двумя шпонками с целью сохранения от трескания и коробления.

иконная доска, доска для икон

Дерево ксегда избиралось сухое, вылежавшее после сруба от четырех до шести лет. Одним словом, внимание старых иконописцев было обращено на прочность, как на главное основание.

В наше время доски для иконного письма приготовляются уже не иконописцами,  а столярами. Знание и осторожность должны быть первыми руководителями иконописца при выборе досок. Из липы выбирать доски светлые. Они отличаются крепостью и долговечностью; такой цвет древесины говорит о том, что дерево росло на сухом или гористом месте. Доски с темной древесиной показывают, что дерево росло на сыром месте; такие доски быстро загнивают во влажной среде и легко поддаются червоточине.

Считается, что доска, составная из двух или трех частей, прочно склеенная, хорошо укрепленная шпонками, гораздо прочнее целой широкой доски. Она не коробится, не трескается и не расходится. Часто, если составная доска приготовлена из липы или ольхи, сзади наклеивают еще тонкую доску из кипариса. Такая доска еще прочнее бывает и охраняет дерево от червоточины.

Вот что происходит с иконой со временем, если иконная доска неправильно изготовлена:

 

иконная доска, доска для икон

 

Иконные доски могут быть плоскими, с единой ровной лицевой поверхностью и шпонками сзади:

иконная доска, доска для иконы иконные доски, доски для икон
 

Либо иметь специальное углубление в центре, где пишут изображение Святого, а также поля по периметру.

иконные доски, доски для икон иконные доски, доски для икон

Это углубление называют "ковчегом", а переход от полей к ковчегу - "лузгой". Ковчег может быть двойным. На полях могут помещать изображения Святых или узор. Могут и просто оставить нетронутыми, покрыв однотонной краской.

иконная доска, доска для икон

На полях могут помещать изображения Святых или узор. Могут и просто оставить нетронутыми, покрыв однотонной краской.

 

 иконная доска, доска для иконы

 

Также иконные доски могут продавать необработанные или покрытые левкасом. Если первые подходят для создания как писаного, так и резного образа, то последние используют преимущественно в иконописи, поскольку слой левкаса (специальный грунт на основе животного или рыбьего клея с добавлением масла) мешает выполнению рельефа.

Традиционно приготовлением левкаса и его нанесением занимался сам иконописец, но со временем по мере развития индустрии товаров для художников, чтобы облегчить подготовительный процесс, стали продаваться и готовые доски с нанесенным слоем левкаса, и сам готовый грунт-левкас.

иконные доски, доски для икон иконные доски, доски для икон

Всем интересующимся иконописными традициями, а в частности вопросом коллекционирования и сохранения старинных икон, рекомендуем почитать две книги: П.П. Муратов "Открытие древнерусского искусства" и В.А. Солоухин "Черные доски". Ниже небольшой отрывок из последней:

"После всего увиденного я мог задать и осмысленный вопрос, а именно: как там, на месте, у старушки на чердаке или в чулане или, скажем, в полуразвалившейся церкви, узнать: скрывается на иконе старая живопись или нет ничего, кроме поздней краски и обыкновенной доски?

- По доске-то и узнавать. По живописи разве узнаешь? Бывает, написаны такие голубенькие херувимы, такие умилительные ангелочки, хоть сейчас на открытку. Девятнадцатый век - никаких сомнений. А посмотришь на обратную сторону доски, на ее бока, на ее торцы, и видишь, что доска гораздо старее живописи. Значит, под открыточными ангелочками скрывается старина.

- Да почему видно, что доска старее, чем живопись? Должны же быть какие-нибудь определенные признаки?

<...> Так же определяется век иконной доски. Обработка задней стороны, метод соединения нескольких досок в одну, характер шпонок, их отдаленность от торцов доски, толщина ее, пропорция ее, да мало ли. Вот, например, ковчег. Вы видите, что на иконе сделано, почти во всю ее площадь, небольшое, на несколько миллиметров, углубление. По краям оставлены выпуклые поля. Углубление называется ковчежек. Один из первых и характерных признаков древности. Правда, в девятнадцатом веке мастер, подражая старине, мог сделать икону с ковчежком. Но в шестнадцатом веке без ковчежка - не мог. Так что, если захотите, с нашей легкой руки, обзавестись иконой, в первую очередь смотрите на ковчег. "

 

иконная доска, доска для икон  

Где купить

Иконные доски можно купить в магазине "Татьянка.ру - Все для резьбы по дереву и творчества".


резцы для резьбы по дереву

клюкарза - что это?

Клюкарза - вид стамески. Бывают полукруглыми, плоскими, обратными и других типов. Отличительная особенность клюкарз...

Читать дальше

 

резцы для резьбы по дереву

как выбрать древесину

Придумав технологию резьбы «Татьянка», я начал искать, на чем бы ее реализовать. Самое первое изделие было вырезано на небольшом...

Читать дальше

 

резцы для резьбы по дереву

обучение резьбе по дереву

Автор резьбы в стиле “Татьянка” – Шамиль Сасыков – на курсах резьбы по дереву учит понимать дерево, использовать в резьбе его сильные...

Читать дальше

 

резцы для резьбы по дереву

урок правки инструмента

Обучающее видео о правке и полировке ножей, стамесок для резьбы по дереву. Своего рода урок резьбы по дереву для начинающих...

Читать дальше