Автор

Богата земля русская на таланты. Шамиля Сасыкова природа одарила при этом еще и “золотыми” руками, глазом художника, душой поэта и головой изобретателя, наделила исключительным трудолюбием и упорством. Поэтому, наверно, он и смог создать этот новый вид искусства – резьбу по дереву в стиле “Татьянка”.

Знакомишься с выставкой работ мастера и его учеников — и дух захватывает от красоты резных блюд, ваз и шкатулок. И не верится, что это музей, книги, технологию, инструмент, центр, рисунки – все это человек способен создать сам своими руками за несколько лет, не заканчивая специальных художественных школ и профессиональных мастерских, где обучают резьбе по дереву.
Тысячи лет резьбой занимаются миллионы человек и миллионы людей с ней знакомы. Вроде все о резьбе известно – этот вид искусства ведет свою историю с языческих времен. Возможно ли, чтобы один человек совершил то, на что у народных промыслов уходило несколько сот лет? Стало быть, возможно. Резьба по дереву в стиле “Татьянка” – это авторская разработка, ставшая национальным достоянием Российской резьбы. Её автор, Сасыков Шамиль – самобытный художник, виртуозно владеющий своим ремеслом, о котором он до 33 лет даже и не помышлял.
Сам он родом из Нижегородской губернии – родился в д. Актуково, а вырос в д. Турбанка, где закончил 8 классов и ушел в армию.

За свою жизнь перепробовал много профессий. Работал столяром, киномехаником, метеорологом, шофером. Уже потом, выучившись на геолога, Шамиль исходил Дальний Восток, Кавказ, Казахстан. Однажды, найдя в маршруте интересную корягу и убрав с нее походным ножиком все лишнее, он создал свою первую скульптурную композицию, которую потом его упросили продать. Так Шамиль и увлекся резьбой, уверив, что может свободно творить красоту. До всего доходил сам и через несколько лет упорной работы стал уже вполне сложившимся профессионалом, проектируя удивительные детские площадки, искусно вырезая панно, оформляя интерьеры ресторанов.
Его былинные богатыри, косолапые мишки, глухари, тетерева, – русская сказка, воплощенная в дереве талантливыми руками Мастера, поразила в 1987 году воображение немецкого столяра Николауса Хуна, который пригласил Шамиля в ФРГ. Работал российский мастер в Гамбурге в Институте лечебной педагогики Хаус Миньон и делал для детей с задержками умственного развития деревянные скульптуры. И вот там-то 12-летний опыт общения с деревом вылился в нечто такое, чего на свете раньше никогда не было: 29 декабря 1990 года родилась новая технология резьбы.

Она приснилась Шамилю во сне, как таблица – Менделееву. Шамиль подумал: обязателен ли в резьбе фон, нельзя ли его заменить, ведь в живой природе он обычно не существует? И действительно, стоит вспомнить лес или кусочек поля, и становится ясно – нет «фона»: листочек выглядывает из-под листочка, за веточкой видна другая веточка. Постепенно по мере придумывания новых множества оригинальных элементов складывалась стройная, логичная и тщательно проработанная практически методика уникального стиля резьбы, которая делает возможным отобразить все живое причем каждый лепесток и завиток без исключения имеет здесь свою интерпретацию, способ вырезания, описание и назначение, служа частью единой художественной системы.
Простота исполнения и широта возможностей, открывающаяся для практики и творчества, очень скоро позволили новому способу художественной обработки дерева встать в один ряд с другими традиционными промыслами, а по многим качествам превзойти. По праву многие специалисты, в т.ч. Барадулин В.А., считают ее новой эпохой в резьбе по дереву для всего мира, новым видом искусства.

Свое изобретение Шамиль назвал в честь супруги Татьяны, своей сподвижницы, верного друга, музы, ангела-хранителя семейного очага, вокруг которого – семеро детей: Дина, Денис, Дима, Дана, Дэлия, Даша, Даннэлия. К тому же «Татьянка» родилась в день рождения Татьяны!
Четкость и продуманность элементов, отсутствие фона, подробность и насыщенность рисунков — все это придает живость, органичность резьбе и одновременно позволяет художнику создавать динамичные композиции. Вот в музыкальной грамоте всего семь нот. Но эта кажущаяся бедность ничуть не умаляет нашего восхищения великими сонатами Бетховена и бессмертными произведениями Чайковского. Резьба «Татьянка» в своей основе имеет гораздо больше основных элементов, а число вариаций и различных способов их сочетаний – безгранично. Татьяна Федоровна Фаберже – внучка и наследница известного на весь мир ювелира Карла Фаберже приезжала специально из Франции, чтобы ознакомиться с резьбой «Татьянка», и ее мнение было таким: «Это новый вид искусства – как «Фаберже» в дереве».

В Шамиле Сасыкове удачно сочетаются невероятная работоспособность, редкостная наблюдательность, потрясающая изобретательность ума, живость воображения, богатейший жизненный опыт, удивительное художественное чутье. Невероятно, — как в одном человеке может сконцентрироваться столько жизненной энергии! Шамиль имеет множество патентов на изобретения, причем в самых различных областях. Интересны ему и история корпоративных языков, и педагогика, есть у Шамиля, хоть и небольшие, открытия в области медицины, техники обработки металлов, лингвистики. Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» А. Венедиктов, в присутствии Гоноченко, в восхищении от изделий воскликнул – Шамиль ты Гений.
В каждом произведении учеников есть и частичка души автора этого уникального стиля резьбы. Овладеть этой техникой приезжают в столицу жители Сибири и Прибалтики, Урала и центра России и даже есть ученики из Канады, Германии, Англии, США.
Верит Мастер, создающий Мастеров, что возродятся на российской земле деревни с их уникальными художественными промыслами и ремеслами, народным деревянным зодчеством, возродятся Красота, Душа народа, его Доброта! Этой цели народный художник Шамиль Сасыков посвятил свою жизнь, потому что, как сказал некогда Рильке о Родене, он видит «лучше, чем кто-либо другой, что обстоятельства и время угрожают всему прекрасному в людях, в зверях и вещах…

Его творчество росло из ремесла, из почти что непреднамеренного и смиренного стремления делать все лучшие и лучшие вещи… . Великие мысли, возвышенные значения пришли к нему сами, как законы, соблюдаемые в добре и совершенстве: он их не звал.
Он их желал, он шел своим путем, согбенный как батрак, и создал Землю, создав сотни Земель. Но каждая Земля живет, излучая свое небо и отбрасывая свои звездные ночи далеко-далеко в просторы вечности».

обучение резьбе по дереву "Татьянка"

Курсы создал, и сделал их своей лабораторией – и всё служило не просто для обучения людей, не только для заработка. В группы, которые вел сам, он отбирал самых лучших из сотен, тысяч учеников и на них отрабатывал новые элементы, и снова, и снова придумывал и отрабатывал, выбирал лучшие, негодные выбрасывал, попутно отрабатывал технику выполнения каждого элемента. Так вырабатывалась технология, по его мнению, на уровне академической, так чтобы четко выявить понятные правила выполнения каждого листочка и их сочетание, как должен выглядеть каждый элемент: глубина, высота, изгибы, логика изменений, варьирование всем, при минимуме косности, статичности; приёмы пользования, манипулирования инструментом, стамеской по форме рисунка. У каждого листочка есть свои вариации. И не просто к каждому элементу, что сейчас делается. Как, например, к первому листочку имеются сорок, причем с лишним, различных вариаций – и каждое техно может выглядеть гораздо более пышнее. У всех резов есть вариации. На вопрос как – Шамиль ответил: «Я, отрабатывая один и тот же элемент, давал это задание одновременно 60-90 ученикам и все вырезали каждый по-своему, а я получал вариации. Затем я отбирал то, что мне нравилось как основное, потом закреплял уже в заданиях по композиции, резали потом ножом изделия, и снова анализировал – и так пока не получил товарный художественный и имеющий четкую систему вариаций резьбы. Сейчас я улучшаю технологию, постепенно образовалась классическая «Татьянка». Я превратил эти курсы собственно в лабораторию, и целенаправленно отрабатывал много лет технологию, поставив задачу перед собой на этих курсах за несколько лет создать новый вид искусства на уровне промысла, или выше.
Параллельно возникла и методика обучения. Она заключается отношении к ученикам – это индивидуальный подход к каждому ученику, адаптированность обучения, подбор к каждому ученику именно того, что у него лучше всего получается, ведь любой элемент каждый человек делает по-своему – у всех людей разные физические данные: сила рук, зрение, длина пальцев. У «Татьянки» технология одна, но сотни вариантов, которые иногда становятся непохожими, подобно музыке – сонаты Бетховена каждый музыкант играет по-своему, но ноты одни и те же.

5 Comments

  1. Ирина

    Здравствуйте, Шамиль! Восхищаюсь Вами и Вашим трудом! Не задумываясь отдала-бы к вам учиться своего 13 летнего сына, который тоже лет с 8 любит резьбу и что-то, если можно так это назвать, режет. Но, к сожалению у нас В Самарской области нет Филиала Вашей студии-школы. В этом месяце я выписала все тома книг по Татьянке, все имеющиеся в наличии журналы, и ваш инструмент.(Справедливости ради скажу, что выписала еще и шведский ложкорез, который не сравниться ни с одним Вашим инструментом по качеству, потому что мы не смогли им ничего прорезать!) Режем вместе с Ильей(так зовут моего сына)просто теряя счет времени, так захватывае Ваше творчество. Теперь самая большая мечта учиться у Вас и познакомиться с таким мастером лично! Первая беда – при подрезке листа, отломился кончик ножа-косяка милиметра 2, а у нас в селе нет мастеров способных исправить эту проблему. Посоветуйте как быть?

  2. Егор

    Многоуважаемые администраторы сайта=) Мне 14 лет я очень люблю ваш стил ТАТЬЯНКА но я немогу сам разобратся . Прошу сообщить мне адрес вашей школы в городе Вологда если она там есть . Сообщить на этот адрес .ru или по терлефону смс или позвонить 89535205940

    • Tatianka

      Здравствуйте.
      В Вологде у нас школы нет.
      Школа у нас только одна – в Москве.

  3. александр

    Уважаемый центр “Татьянка”, я студент МГГУ им. Шолохова кафедры дизайн, желаю пройти производственную практику в Вашем центре. Задание практики создать фирменный стиль и рекламную продукцию для фирмы. Продлица с 26 июня по 29 июля. С вашей стороны 1 час свободного времени, и рецензия по окончании практики за выполненную работу. Жду ответа в ближайшее время, с уважением Александр. т.89262091714

    • Администратор
      Администратор

      Здравствуйте.
      Раз у вас есть такое желание, то можете пройти практику у нас. Желательно, конечно, подъехать к нам перед началом практики, чтобы вы смогли с нами познакомиться. Сделать это можно в любой удобный для вас день, начиная со вторника 14 июня (но о времени встречи нужно договориться). Напишите нам по почте tatianka.ru@gmail.com

Leave a Reply